Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Портрет княгини С. Ф. Касаткиной Ростовской

Серов Валентин Александрович (1865–1911)1905Холст, масло

Портретное творчество Валентина Серова достигло наивысшего мастерства в 1900-е годы. Став очень модным живописцем, он создал много заказных, светских портретов, особенно женских, которые довольно часто называют «интерьерными» или «диванными». Однако и в них Серов подчеркивал достоверность характеристик модели, несмотря на некоторую демонстративность позирующих. Он обращал внимание на устойчивые привычки, позы, жесты, выражение лица...и «считывал» все, благодаря умению разбираться в людях и удивительной интуиции. Чести позировать ему пытались добиться многие, но побаивались проницательности художника.

«Портрет княгини Софии Федоровны Касаткиной-Ростовской» сильно отличается от заказных парадных портретов русской аристократии того времени: в нем нет роскошного интерьера, богатого антуража, дорогих аксессуаров.

Этот портрет, незаконченный и почти эскизный, но продуманно-целостный, позволяет рассмотреть процесс работы мастера над произведением, «обнажает» еще «неприглаженные» живописные приемы, показывает только намеченные, неразработанные основные цветовые пятна. На картине хорошо нарисована и точно «посажена» в пространстве женщина с внимательным, умным взглядом, вероятно, с довольно сильным характером. Ее индивидуальность подчеркнута естественной позой и характерным жестом.

Неизвестно почему Серов не закончил этот портрет, пока можно только предполагать. Может быть, модель перестала интересовать художника и он, зная себе цену, не хотел, чтобы заказчик вмешивался в его работу советами и указаниями, а может быть, какие-то личные обстоятельства с обеих сторон помешали завершению этого холста.

София Федоровна Касаткина-Ростовская (1856–?) была представительницей одного из знатнейших дворянских родов, родной сестрой известного общественного и государственного деятеля, предводителя дворянства Курской губернии, члена Государственного Совета по выборам — Николая Федоровича Касаткина-Ростовского.

Серов Валентин Александрович

Родился в 1865 в Санкт-Петербурге, умер в 1911 в Москве.

Портретист, пейзажист, исторический живописец, работал в области театрально-декорационного искусства и книжной иллюстрации. Учился у К. Кеппинга в Мюнхене (1873–1874); у И. Е. Репина в Париже (1874–1875), в Москве (1878–1880); в Киеве в гимназии и в художественной школе Н. И. Мурашко (1876–1878); АХ (1880–1885) у П. П. Чистякова. С 1898 — академик, с 1903 -действительный член АХ, в 1905 — вышел из состава АХ. Преподавал в МУЖВЗ (1897–1909), руководил портретно-жанровым классом. Участник выставок: ТПХВ (с 1894 член ТПХВ); МОЛХ; «Мир искусства» (с 1899); «36-ти художников» (1901–1902); СРХ (с 1903); «Нового общества художников»; ТЮРХ (1892, член ТЮРХ с 1894); всероссийской, Нижний Новгород, 1896 и др.

Другие экземпляры коллекции
Дама с книгой
Крамской Иван Николаевич
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.
Сосна. Этюд
Шишкин Иван Иванович
Восторг и восхищение богатырской русской природой до сих пор вызывает у зрителя «анатомически» точно прорисованный живописный этюд.
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».
Зима
Крымов Николай Петрович
Эта работа до революции экспонировалась на выставке «Союза русских художников», в 1925 году выставлялась в Третьяковской галерее на выставке «Крестьянин в русской живописи», а в 1984 — в Москве на персональной выставке Н. П. Крымова в Центральном доме художника.
Вид Босфора
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Картина «Вид Босфора» была написана в 1864 году, через несколько лет после второй поездки маэстро в Константинополь.